Признаки 
неисправности 
 | 
Причины 
 | 
Ремонт 
 | 
Двигатель не запускается 
 | 
Отсутствует ток в статоре, что может 
наблюдаться вследствие перегорания 
предохранителей или выключения неисправного автоматического выключателя 
 
 | 
Поставить новые предохранители; исправить автоматический выключатель 
 | 
Двигатель не запускается, 
несмотря на то что напряжение на выводах статора номинальное, а 
ток во всех трех фазах 
статора одинаков. Все 
три напряжения на кольцах равны при неподвижном разомкнутом роторе 
 
 | 
Обрыв в двух (или трех) фазах пускового реостата или в соединительных проводах между ротором и пусковым реостатом. 
Сильное одностороннее притяжение ротора к статору вследствие большого износа вкладышей подшипников, смещения подшипниковых щитов 
или подшипниковых стояков 
 
 | 
Отыскать при помощи мегомметра или контрольной лампы место обрыва и устранить. 
Заменить вкладыши подшипников и отрегулировать подшипниковые щиты. 
 
 | 
Обмотка статора 
перегревается 
 | 
Двигатель перегружен или нарушена 
его нормальная вентиляция 
Напряжение на выводах двигателя   ниже номинального, вследствие чего происходит перегрузка двигателя по току 
Обмотка статора соединена не в   звезду, а в треугольник. 
 | 
Снизить нагрузку или усилить 
вентиляцию (запросить завод- 
изготовитель о способах 
усиления вентиляции). 
Повысить напряжение до 
номинального или уменьшить 
ток нагрузки до номинального 
Соединить обмотку статора в звезду 
 | 
Обмотка статора сильно 
нагревается. 
Ток в отдельных фазах   неодинаковый. Двигатель сильно гудит и тормозится 
 | 
Витковое замыкание. 
Короткое замыкание между 
двумя фазами 
 | 
В основном определяется 
ощупыванием обмотки после ее   отключения. 
Поврежденное место отремонтировать   или же перемотать поврежденную 
часть обмотки 
 | 
Ротор, а иногда и статор   перегреваются. Двигатель гудит, ток в статоре сильно пульсирует. Двигатель с   нагрузкой плохо запускается и не развивает номинальной частоты вращения; 
момент вращения меньше   номинального 
 | 
Неисправность вызвана плохим   контактом в цепи ротора: плохой контакт в пайках лобовых 
частей обмотки или в нулевой   точке, в переходных соединениях между стержнями или в соединениях между   параллельными группами плохой контакт в соединениях обмотки с контактными   кольцами плохой контакт в соединениях между контактными кольцами и пусковым   реостатом или в пусковом реостате 
 | 
Для устранения этой неисправности   необходимо: 
проверить все пайки обмотки 
ротора; те из них, которые 
неисправны или внушают подозрение,   перепаять. Если наружным осмотром не 
удается обнаружить место 
плохой пайки, проверить 
методом падения напряжения проверить контакты токопроводов в местах соединения   их с обмоткой и контактными кольцами проверить исправность контактов в местах присоединения   проводов к ротору и реостату, проверить и очистить контакты и щетки пускового   реостата 
 | 
Двигатель не достигает требуемой частоты вращения, сильно перегревается  
 | 
Двигатель перегружен 
Подшипник вышел из строя 
 | 
Устранить перегрузку  
Заменить подшипник  
 | 
Двигатель не запускается: 
при поворачивании рукой работает   толчками и ненормально гудит; 
в одной фазе статора  
нет тока 
 | 
Обрыв в одной фазе цепи сети или   внутренний обрыв в обмотке статора. Если обрыв фазы произойдет во время   работы двигателя, то при отсутствии надлежащей максимальной защиты может   перегореть обмотка статора или ротора 
 | 
Проверить вольтметром напряжение   на выводах статора. Если имеется обрыв в одной фазе сети или напряжение во   всех трех фазах несимметрично (в случае перегорания предохранителя или обрыва   в одной фазе первичной обмотки трансформатора), то устранить неисправность   сети. Если сеть исправна, то устранить обрыв в обмотке статора 
 | 
Работа двигателя сопровождается сильным гудением, появился дым  
 | 
Произошло замыкание витков некоторых катушек обмотки статора; короткое замыкание одной фазы  
 | 
Двигатель отправить в ремонт  
 | 
Электровигатель с 
короткозамкнутым  
ротором хорошо запускается 
без нагрузки; 
с нагрузкой не запускается 
 | 
Нагрузка при пуске велика 
 | 
Уменьшить нагрузку при пуске 
 | 
Искрение сопровождается повышенным   нагревом коллектора и щеток 
 | 
Щетки в плохом состоянии и   неправильно установлены в щеткодержателях. Размеры обойм щеткодержателей не   соответствуют 
размерам щеток, плохой контакт   между 
щетками и их арматурой 
 | 
Угольные щетки имеют неровную   обогревающую рабочую поверхность с царапинами; плохо пришлифованы; их края   обломаны или обгорели. 
Следует правильно установить   щеткодержатели и щетки 
 | 
Стук в подшипниках 
качения 
 | 
Разрушение дорожек или тел качения 
 | 
Заменить подшипник 
 | 
Ослабление крепления подшипника в подшипниковом щите 
 | 
Слишком большая радиальная нагрузка на выходной конец вала, приведшая к износу места посадки подшипника в щите 
Очень большая вибрация машины  
 | 
Уменьшить радиальную нагрузку и заменить двигатель; применить двигатель 
      другого типоразмера, способный без разрушения выдержать существующую радиальную 
      нагрузку  
Устранить причины сильной вибрации и заменить двигатель  
 | 
Повышение вибрации 
при работе 
 | 
Нарушение балансировки ротора   шкивами или муфтами; неточная центровка валов агрегата; 
перекос соединительных полумуфт 
 | 
Дополнительно отбалансировать   ротор, шкивы или полумуфты; произвести центровку двигателя и машины; 
снять и вновь правильно установить   полумуфту. Найти место обрыва или плохого контакта и устранить повреждение 
 | 
Активная сталь статора 
равномерно перегрета, 
хотя нагрузка двигателя не 
превышает номинальной 
 
 | 
Напряжение сети выше номинального 
Неисправен вентилятор 
 
 | 
Снизить нагрузку или 
усилить вентиляцию двигателя 
Снять защитный кожух и 
отремонтировать вентилятор 
 
 | 
Активная сталь статора 
при нормальном 
напряжении  
сильно нагревается 
 
 | 
Местные замыкания между отдельными листами активной стали, вызванные заусенцами или задеванием ротора о статор. Зубцы активной стали в отдельных местах выгорели и оплавлены вследствие коротких замыканий в обмотке статора или пробоя обмотки на корпус 
 | 
Удалить заусенцы, 
разъединить соединенные 
листы стали и отлакировать их 
изоляционным лаком воздушной сушки. 
Вырубить или вырезать поврежденные места. 
Между отдельными листами проложить тонкий электрокартон или 
пластинки слюды и отлакировать их изоляционным лаком. 
В случае большого количества повреждений необходимо 
произвести полную перешихтовку стали с перемоткой статора 
 
 | 
Мотор работает неустойчиво  
 
 | 
Силовые контакты магнитного пускателя не создают устойчивого соединения 
     
 | 
Заменить магнитный пускатель или почистить контактные пластины и подогнуть  
 
 | 
Двигатель не отключается  при нажатии кнопки «Стоп»  
 
 | 
«Залипли» контакты магнитного пускателя  
 | 
Заменить магнитный пускатель или починить 
 
 |